Значения жестов регулировщика. Как их понять и навсегда закрепить в памяти водителю и пешеходу?

Здравствуйте, уважаемые водители, пешеходы и ученики автошкол. Многие в ваших рядах не знают значения жестов регулировщика. В ПДД сухо описано, кому, с какого бока и куда можно двигаться при каждом из жестов, но не описана сама логика этих значений. По этой причине одни пугаются этого длинного перечня, который с первого раза не так-то просто запомнить, и предпочитают рассчитывать, что в XXI веке всем заправляют светофоры, а регулировщики скоро исчезнут. Увы, не исчезнут, пока везде не появятся бесконечно надёжные светофоры, которые не знают неисправностей! Другие, более «способные», просто зазубривают значения жестов, некоторое время помнят и затем забывают.
Даже в автошколы уже проникают такие народные ассоциативные методы запоминания значений жестов, как «шлагбаум», двустишия и другие, но ни один из них не раскрывает их сути. И не дай бог в голову случайно придёт стихотворная ложь типа «Если палка смотрит вправо — поворачивай направо», а это, хоть и звучит, но уже не верно. Выражение «Если палка смотрит влево — проезжай как королева» тоже лжёт, поскольку, хоть его и относят к одному жесту, но подходит оно к двум, и путаница не исключена (и даже случается). То же самое касается и выражения «Грудь и спина — это стена». Такие двустишия могут и просто забыться с течением времени. Не надёжно, не так ли?

В общем, ничто не дает гарантию запоминания сигналов, пока не станет ясна их суть и логика. А встреча с регулировщиком будет большой головной болью для самого водителя, который не знает, что он там показывает. «Безлошадные» пешеходы ещё куда менее знакомы с жестами. 
Найти логику, в общем-то, не сложно, но далеко не все, к сожалению, вообще пробуют это сделать, хотя и очевидно, что значения жестов на чём-то всё-таки основываются, не наобум же их придумали. Предлагаю объяснение, которое пойдёт дальше.

Разбирать будем сразу оба основных жеста. Сразу запомните, что вперёд регулировщик вытягивает именно правую руку, но никак не левую. Это поможет в дальнейшем ориентироваться в его жестах в пространстве.

 
В первую очередь регулировщик указывает руками направления, с которых можно двигаться (зелёный цвет). Это не обязательное направление движения, а путь, на который другим водителям вступать нельзя. Отсюда и запрещение на движение с остальных направлений (красный цвет) и трамваям, и другим ТС. Так действуют оба жеста, и это показано на рисунке. Идём далее.
 
Водителям трамваев руки регулировщика вместе указывают обязательное направление движения (зелёные рельсы), что часто называют «из рукава в рукав», они как бы прокладывают рельсы. В других направлениях трамваям ехать запрещено (красные рельсы на перекрёстке). Водитель трамвая, которому нужно проехать туда, куда это на данный момент запрещено, должен дождаться другого сигнала регулировщика.
 
А для водителей остального транспорта руки указывают направление условной стены, которую пересекать нельзя. Она делит противоположные между собой потоки. Отсюда понятно, почему на левой половине рисунка разрешено движение только прямо и направо, а на правой — кому-то всюду, кому-то только направо. Если разрешён поворот налево, то разрешён и разворот (стена здесь просто для наглядности и облегчения запоминания основных разрешённых направлений).
 
Пешеходам разрешено переходить дорогу там, где это безопаснее всего — в местах, где пересечение с потоком машин минимально, а их движение — наиболее сдержанно. Отсюда вывод, что, если руки вытянуты в стороны, то разрешён переход за спиной и перед грудью, а если правая рука вытянута вперёд — только за спиной. Вне зависимости от наличия знаков или разметки, обозначающих пешеходный переход, пешеходы имеют преимущество, потому что водители, совершающие поворот направо, обязаны уступить дорогу (п. 13.1 ПДД РФ). При повороте налево пешеходов на пути быть не должно, так как им движение запрещено.
 
Это, пожалуй, самый понятный жест из всех. Если рука поднята вверх, движение запрещается всем, но те, кто уже находятся на перекрёстке, обязаны его покинуть в любом направлении, а пешеходы должны закончить переход, а если это невозможно — остановиться между противоположными потоками транспорта. Если водитель не может остановиться плавно, не применяя экстренное торможение, то он может продолжать движение, как на жёлтый сигнал светофора (с каким и сравним этот жест).

Если руки, которые были вытянуты в сторону, опускаются, жесты сохраняют свои значения. Правая рука, вытянутая вперёд, не опускается никогда.

Не забывайте, что регулировщик движение по полосам не регулирует, а это значит, что следует заблаговременно занимать соответствующее манёвру крайнее положение перед поворотом или разворотом.

Нетрудно заметить и немаловажную особенность: когда на перекрёстке командует регулировщик, все автомобили и трамваи практически никогда не мешают друг другу, они движутся как бы изолированно. Но есть и исключения, когда трамвайные пути, поворачивая, меняют своё расположение на дороге. Поэтому, если Ваш путь лежит через рельсы, не забудьте уступить дорогу трамваю, которому разрешено движение.

Кстати, подчиняться сигналам регулировщика обязаны даже водители автомобилей спецслужб с включёнными синими маячками и сиреной (п. 3.1 ПДД РФ).

Надеюсь, что каждому из вас, уважаемые водители, пешеходы и ученики автошкол, это помогло без всяких сторонних ассоциаций разобраться, как устроены жесты регулировщика, и вы теперь знаете, как себя вести при встрече с ним. Закрепить полученные знания и потренироваться воспринимать и понимать жесты в пространстве поможет тематический билет. Желаю всем удачи на дороге, в учёбе и в жизни. Репост данного материала приветствуется. Пусть все будут в курсе!